О ралли-рейдах, реальных успехах гоночной команды МАЗ и "болеем за Беларусь" – наш материал. Это
большое счастье автомобилиста - болеть за наших. И я был счастлив:
болел за белорусов. Почувствовал ощущение причастности к СОБЫТИЮ: этап
"Дакара”, "Шелковый путь”, мировой масштаб. Прямая трансляция по всем
каналам мира, в гостях на бивуаке – Путин. И, встав в пять утра,
трясешься степью на Nissan Patrol. Гордый тем, что можешь за своих, за
белорусов переживать. Ведь знаешь: амортизаторы в "МАЗе" отрываются
сразу после старта. Но ребята – едут. Команда не "прикатана”, толковых
тестов не было, но наши – едут! Кто за границей не тосковал, тот не
поймет, как приятно повстречать своих. И как переживается во время
гонки, за Беларусь болея. Едешь, едешь – и вдруг волной накатит. Как там
– наши? Никто не верил, что гоночный "МАЗ" дойдет до финиша. Он дошел - и даже не последним Ведь
все очень серьезно: в ралли-рейдах люди бьются насмерть, статистика -
полторы смерти на один этап. И наши едут. Трудности преодолевая, к
финишу идут. Итог: 12-е место в "Шелковом пути”, предпоследние в зачете
грузовиков. На финише я был счастлив. Но - с грустинкою в глазах. Техника в быту Почему столько гордости за победный финиш белорусов? -
Гоночный автомобиль? Практически серийный. Гоночный здесь только мотор
Д-280.5-14 мощностью около 750-800 л.с. Коробка передач стандартная, ZF.
Мосты, "раздатка” взяты от серийного автомобиля. Каркас варили сами.
Компоновку придумывали "на ходу”. "На ходу” переводили с французского
технические условия… Так, по словам заводчан, за 4 месяца создавался
гоночный "МАЗ-5309 RR". Тесты
грузовика? Честно: не успели. Немного покатали. Проверили "максималку”:
180 км/ч грузовик "пошел”. И сразу – в гонку, в бой. Это грустная
правда жизни: в "дакаровских” ралли-рейдах на такой технике давно никто
не едет. Серийные узлы и агрегаты – на боевой машине? Нонсенс. Поэтому и
Семен Якубов, один из организаторов гонки, и все "камазовцы” в один
голос сказали: не верим! То, что белорусы дошли до финиша, большой
сюрприз. И это не техники - людей победа. Бессонных ночей механиков и
предельной аккуратности экипажа. Поэтому наш финиш – это наша победа. Но
есть и другая сторона медали. Гараж - конкурент страны? Экипаж
303 из команды голландца Де Роя попал в аварию и весь первый день
пролежал на боку. Поэтому так и не смог догнать белорусов Белорусы
ехали бледно, потому что грузовик был построен впопыхах. Построить
гоночную машину за 4 месяца – это авральный режим работы, что-то
невозможное, из ряда вон. Или нет? Вот слова главного инженера команды
МММР, создателя грузовика MAN, который занял в гонке пятое место. -
Сколько времени заняла постройка нашего грузовика? Примерно три месяца.
Правда, первый месяц у нас до грузовика все руки не доходили. Пришлось в
авральном порядке строить его последние два месяца. Постройкой
спортивной машины занимались десять человек: у нас ведь небольшая
мастерская, почти гараж… Этот
MAN был построен за три месяца силами 10 механиков. Обошелся заказчику в
150-170 тысяч евро. Стоимость нашего грузовика никто не знает: не
считали Сколько? Десять человек! Завод MAN помог команде МММР
только мотором. Все остальные детали покупались на стороне. Итог: пятое
место в зачете грузовиков. Без утомительных ночных "разборок” и
перебирания подвески. Идем дальше, на сцену приглашаем штурмана команды
Tatra. –
Что нужно сделать МАЗу, чтобы грузовик поехал? В первую очередь,
бороться с весом. Он тяжелее наших грузовиков на 2,5 тонны. И подвеску
нужно полностью переделывать: на этой подвеске конкурировать с другими
грузовиками невозможно. Tatra заняла в гонке четвертое место,
иногда наступая на пятки заводским "КамАЗам". А что такое команда Tatra,
принадлежащая семье Лопрайсов? Это команда дилера Tatra. Который не
завод – а просто дилер. Продает детали, обслуживает грузовики.
Маленький, скромный дилер – пришел четвертым. С этим грузовиком белорусы боролись почти на равных: сильно подержанный Mercedes частников-испанцев Открываем
газету "Республика”, читаем: "…достойно завершила гонку, заняв 12-е
место. Наш экипаж проехал 1666 км и обошел опытных соперников на
грузовиках "MAN”, "IVECO”, "Mercedes-Benz…”. Опытных соперников? Экипаж
команды Де Роя в первый же день перевернулся, пролежал на боку весь
день. Поэтому так и не смог догнать наших на "МАЗе". "Опытные
соперники”? Тот испанский экипаж на убитом вусмерть старом
Mercedes-Benz? Выпущенный в лохматые 90-е. Который на честном слове и на
одном крыле ехал быстрее нашего гоночного "МАЗа". И не доехал, сломался
по пути. Белорусы на "МАЗе" ехали предельно аккуратно, на "доезд" Когда
это понимаешь: тогда становится обидно за страну. Я ПЕРЕЖИВАЛ за наших.
Но мне было ОБИДНО за страну. Уровень всей нашей страны - ниже, чем у
немецкой мастерской. Поэтому болеть за наших – это ждать. Промчались
короли пустыни Volkswagen и "КамАЗ", прошли частные команды, аутсайдеры
натужно пропыхтели… Все засобирались, упаковали фотоаппаратуру. И только
болельщик-белорус все ждет: когда же на горизонте появится "МАЗ"? Через
час, а то и два. И я бы рад поверить, что в ближайшие годы все
изменится, и "МАЗы" "полетят”. Но, честно, – нет. Шансов – нет. Back in the USSR Ведь
что такое спорт? По сути, зеркало, отражение страны. Вглядимся в
ралли-рейды: русские на "КамАЗе" впереди планеты всей. "КамАЗ"?
Квинтэссенция национальной философии русских: на подвиги способны, а
забор покрасить – нет. Гоночный "КамАЗ" как оправдание тому, что не
строятся атомные подводные лодки и не развевается на Марсе триколор.
Зато россияне запускают в воздух девятитонные "КамАЗы". Я видел эту
технику вблизи: космос, отрыв от конкурентов навсегда. Но посмотрите
серийные "КамАЗы": стыдно. Такой он, загадочный русский человек. Лежать
на печке, только для подвига – слезая. У
немцев из Volkswagen посыл другой: все четко, ясно и понятно. К команде
на бивуаке не подойти расслабленной походкой: работает отлаженный
механизм, ты будешь лишним. Быстро сделали, быстро починили – и
зачехлились, спать пошли. Война войной, у немцев по расписанию обед. А наши ночью чинят "МАЗ", свершают подвиг, бессмысленный и беспощадный. "Маланкамі б’юць" искры сварочных аппаратов. -
Понимаешь, поставили амортизаторы МЗКТ – отрываются, "летят”! Вот оно,
действие девиза "Купляйце беларускае”. Весь мир давно живет другим
законом. ВСЕ команды амортизаторы не придумывают, они его покупают у
СПЕЦИАЛИСТОВ. Но наш автомобиль "МАЗ" – как действующая модель страны.
"Купляйце беларускае!”. И 5309 RR почти на 70% состоит из товаров
"айчыннай вытворчасці". Любой
гоночный грузовик на 80% состоит из покупных детелей. "КамАЗ" долго
пытался доказать, что он может ездить и на русских амортизаторах - в
итоге перешел на покупные Злосчастные амортизаторы, которые
все время отрывались, – взяты от одной из "сороконожек” МЗКТ. Отличные,
хорошие амортизаторы, но приспособлены под совсем другие режимы
движения. Поэтому в ритме ралли-рейда они закипали. Почему? Потому что
наверх отрапортовали: гоночный "МАЗ" готов. Но на толковые тесты времени
не хватило, автомобиль доводили в процессе гонки. Впрочем, как всегда. Гоночный
двигатель "МАЗа" якобы собран ММЗ. На самом деле фикция, как
современные телевизоры "Горизонт": его в сборе прислали из России
Что
еще можно рассказать о Беларуси, глядя на наш "МАЗ"? Страна, которая
разучилась производить высокотехнологичные вещи. Читаем: "…гоночный
мотор производства ММЗ” - а что на деле? На деле наклейки "Горизонт” на
товарах чужого производства. Двигатель гоночного "МАЗа" на самом деле
ЯМЗ. Роль белорусов в его создании: настройка впрыска и турбины, новый
поддон картера. И главное: клапанные крышки с надписью "ММЗ”.
Автомобиль,
который создается под крики проверяющих, мол, почему купили для
механиков фонарики такие дорогие, – летать не может. Он может только
дойти до финиша, опередив именитых соперников из европейских гаражей. Да
нескольких чудаков-испанцев на убитом Mercedes. Нужно менять подход.
Кардинально, целиком и полностью. А дальше – что? Как бы ни
было – ход сделан. "МАЗ" принял участие в ралли-рейде "Шелковый путь”,
занял 12-е место. Дальше – что? На финиш прилетел Александр Ракомсин,
заместитель директора завода МАЗ. -
Мы очень довольны результатом! Ребята молодцы, дошли до финиша. Поэтому
было принято решение сформировать на заводе спортивную команду: МАЗ
будет принимать участие в гонках! – горел энтузиазмом Александр. Штурман Андрей Рудницкий, опытный боец, в оценках был более сдержан. -
Как только вернемся домой, сразу начнется работа над новой гоночной
машиной. Уже сейчас понятно, что нужно строить абсолютно другой
автомобиль. Бороться с массой, усовершенствовать подвеску. Из этой
конструкции что-то выжимать бесполезно: слишком много серийных деталей. Серийные узлы, детали? Для спорта нужно поднимать "раздатку", менять конструкцию мостов Судя
по всему, гоночному "МАЗу" – быть. Но проблема "второго альбома” стоит
перед заводом очень остро. На первый раз то, что дошли до финиша – очень
хорошо. А во второй? Чтобы по результатам подняться хотя бы в
серединку, должно пройти как минимум два года. Простой пример: команда
Volkswagen. Денег у концерна едва ли не больше, чем у всей нашей страны.
Гоночной команде был дан карт-бланш: денег – не жалеть. И все равно
первые два года Volkswagen ломался, спотыкался, разбивался. "КамАЗ"
начал гоняться с 80-х годов, до первых серьезных успехов прошло больше
10 лет. А мы готовы ждать? Готов завод тратить деньги на создание
конкурентноспособной техники? Когда один только "КамАЗ" Чагина стоит
около 700 тысяч евро? Расходы на команду, инженеров, тесты, участие в
гонках – и далее, далее по списку. Бюджет понадобится огромный. О
том, как белорусы относятся к собственному автоспорту, говорит судьба
триального грузовика. Автомобиль чемпионов Европы просто порезали на
металлолом Поэтому есть большой риск, что запал у наших
закончится через год-полтора. Замахнутся, попробуют – пройдет время,
первых мест по-прежнему не будет. И вместо того, чтобы идти дальше, МАЗ
свернет "боевую” программу. Снова, как с "кольцом” в начале 90-х –
распадется боевая команда. Снова, как с трак-триалом в конце 90-х –
распадется боевая команда. Тогда технику чемпионов Европы просто
порезали в металлолом. Так почему-то всегда у нашего завода. Только
начинаются успехи: всех расформировать. Поэтому очень важно именно
сейчас четко осознать: быстрых побед не будет. Ждать как минимум два-три
года. Создавать гоночную команду, на которую денег – не жалеть. Не
цепляться за идею "мы и сами можем”, а покупать лучшее на стороне.
Приглашать и покупать специалистов, участвовать в каждом ралли-рейде,
накапливая опыт. И тогда через пару лет гоночные "МАЗы" "поедут”, не
могут не "поехать”. И этого хочется до глубины души, хочется до слез. Ведь
так приятно – болеть за наших. Как, как вам ощущение передать? Когда
идешь по лагерю: здесь немцы, чехи там. В уголке оранжевым – голландцы. И
тут же, рядом – белорусы. И все – с огнем в глазах. Аккуратный,
рассудительный Петр Орсик. Наблюдая за его ездой, можно было
почувствовать: он чуть ли не на себе несет подраненный амортизаторами
"МАЗ". Опытный Андрей Рудницкий, который до ночи засиживался в столовой,
в который раз просматривая легенду. Пацкевич Гриша, менеджер команды.
Он на финише был просто счастлив: "Понимаешь, я мечтал, чтобы мы дошли –
и мы дошли!”. И все наши ребята, которые каждую ночь разбирали-собирали
"МАЗ". Люди! Правда, люди – наше главное богатство, "упарты беларус,
упёрты". Сказал: дойду. Дошел. Поэтому – носить их на руках. Людей наших
не трогать: подвиг! Но грамотную, не советскую работу над проектом, никто не отменял. Читаем
прессу. "В дальнейшем команда МАЗа будет вести подготовку к гонке
"Дакар”, в которой планирует принять участие в 2012 году. И если
ориентироваться на результат, показанный на ралли-рейде "Шелковый путь”,
у белорусов будут хорошие шансы составить достойную конкуренцию мировым
лидерам гонок на грузовиках…”. "I'm back in the U.S.S.R. You don't know how lucky you are boy. Back in the U.S.S.R.”. Я бы очень хотел ошибаться. С "кольца" начиналась гоночная история "МАЗа". Как только начались успехи - было приказано расформировать гоночную команду Чтобы "достать" "КамАЗ", понадобится минимум лет пять и миллионы инвестиций: слишком высоко русскими поднята планка... Но чехи успешно "бодаются" с ними с гораздо меньшим бюджетом. Опыт, опыт семьи Лопрайсов... На
"Шелковом пути" чехи обкатывали перед "Дакаром" новые детали в
подвеске. Ни рессор, ни амортизаторов МЗКТ вы здесь не увидите... Взято с domkrat.by
|